БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XIX и XX ВЕКА


Российское государство стимулировало развитие благотворительности, поощряло всевозможными знаками внимания занимавшихся этим делом лиц. В самодержавной России все формы общественных занятий, таких как служба в городских, земских или профессиональных организациях, участие в деятельности благотворительных обществ, членство в попечительских советах высших учебных заведений, школ и училищ считались государственным делом и приветствовались властями.
Благотворители, пожертвовавшие крупные денежные суммы или даровавшие недвижимые имущества, награждались почетными званиями, знаками отличия и различными сословными привилегиями.

Что касается позиции официальных властей, то по данному вопросу наблюдается полная ясность. Заинтересованное в привлечении дополнительных средств в систему народного образования, государство стимулировало этот процесс, предоставляя возможность этому кругу лиц «выйти за пределы сословно-социальной обособленности» .

Правительство понимало, что благотворительность нуждается не только в наличии законодательной основы, но и в общественном признании, внимательном отношении со стороны государственных структур и проводило политику гласности в этом вопросе. Гласность считалась одним из важнейших условий развития благотворительности. Причем с одной стороны она была формой поощрения благотворителей, а с другой стороны обеспечивала контроль со стороны общества и его доверие к деятельности благотворительных организаций и отдельных жертвователей.

Имена благотворителей вносились в специальные книги почета, печатались в газетах с указанием на какие цели пошли их пожертвования, в отчетах о состоянии народных училищ, например, Симбирской губернии отводилось особое место описанию благотворительной деятельности граждан в пользу народного просвещения с указанием имен и фамилий, социального положения, места проживания и вида оказанной помощи.

lK7UfSt8Qqw 2Kk3y3MeQ-Y

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *