БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — ПРЕСТИЖНОЕ ДЕЛО. КУПЕЧЕСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ.


Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга купцов-предпринимателей, инициативных, способных, деловых людей всех слоев общества и всех национальностей. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.

Являясь, таким образом, самым экономически сильным слоем общества, купечество составляло основное ядро благотворительности, являя собой благородные традиции предпринимательства и духовно-нравственный облик общества. Выходцы из народа, они сохраняли с ним духовную связь. В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия XIX-XX вв.

Целью общественной деятельности у купцов состояла в обеспечении возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые в тот период не могли самостоятельно реализовать свои общепринятые социальные права.

Именитое купечество, зарабатывая миллионы, передавало при жизни и завещало после смерти немалые средства на благотворительность. В этой среде с детства воспитывалось чувство долга – необходимость внести вклад в общественную и культурную жизнь Отечества. «Богатство обязывает», — говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших.

Своей щедростью купцы поражали соотечественников и иностранцев. Щедрые пожертвования на социально-общественные нужды, такие как:
*забота о сиротах, инвалидах, бездомных и других категориях обездоленного населения;
*развитие и учреждение новых школ и ремесленных училищ, строительство новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся;
*открытие музеев, театров, поддержка молодых талантов;
*здравоохранение;
* и другие направления,
и все это было привычной статьей расходов российских купцов.

Благотворительность всегда являлась престижным делом. За наиболее крупные пожертвования правительство награждало чинами и званиями, крупные жертвователи имели возможность занимать высокие должности в местном самоуправлении.

Однако, история повествует также о том, что благотворительность и меценатство были » … необходимым условием личного нравственного здоровья», — пишет В.О.Ключевский.

Сегодня известны на весь мир династии русских купцов-благотворителей и меценатов, таких как: Сибиряковы, Баландины, Гадаловы, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Щеголевы, Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы, Серебряковы, Рябушинские.

Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Пример их яркой жизни и поступков, может послужить образцом для современного поколения предпринимателей XXI века.

Меценатство и благотворительность – это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия, являются лакмусовой бумажкой величия народа и его будущего.

GzIG8jLquKE YMisGeoJzVM

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *