КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОГО УЧРЕЖДЕНИЯ? (продолжение)


Возможно ли помочь детям?

Безусловно, да. Основной задачей специалистов – психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, является помощь в коррекции и развитии эмоциональной сферы воспитанников, поскольку дети-сироты перегружены непроработанными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций. Детям непривычно и страшно обращаться к своим чувствам, и они плохо понимают свой внутренний мир.

Именно поэтому работа по гармонизации эмоционального состояния детей, лишенных родительского попечения, должна включать в себя следующие разделы:

  • знакомство с эмоциями;
  • рефлексия эмоций;
  • поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме.

“Инструментом” специалистов может стать проведение специально разработанных занятий, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения.

В работе по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей, оставшихся без попечения родителей, следует исходить из следующих положений:

  • Чувства важны, и испытывать различные чувства нормально для живого существа.
  • Нет абсолютно плохих и абсолютно хороших эмоций.
  • Существует разница между испытываемым чувством и способом его выражения.
  • Различают констуктивное и деструктивное выражение эмоций.

Характерной особенностью детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, является повышенная агрессивность, поэтому задача педагога-психолога заключается в удержании конфликта в рамках конструктивного, то есть обращение его на пользу личностного роста. Это достигается путем включения в занятия упражнений на усиление сплоченности, взаимопонимания между участниками группы.

Вследствие особенностей развития эмоциональной сферы детей-сирот при разработке коррекционных занятий важно включать длительные разминки в начале занятия и разные активизирующие, любимые детьми игры и упражнения. Несмотря на сложность обращения к чувствам, психологу важно постоянно отслеживать, делать видимой эмоциональную сферу, развивать у участников умение осознавать и выражать чувства.

Важным для работы с детьми-сиротами является то, что ребята привыкли опираться на внешние рамки гораздо больше, чем на внутренние. Поэтому при проведении занятий особо важным является определенный распорядок работы, определенное место, правила. Задания необходимо давать в четкой структуре, четких рамках. Например, “Напишите четыре качества, вам отводится на это 5 минут”.

Но самым главным “инструментом” является личность самого взрослого. Его профессионализм не должен заменяться “просто” добрым отношением. Важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.

Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым.

Работа с такими детьми требует от педагогов преодоления внутреннего недоверия и недоброжелательности со стороны воспитанников, а нередко и своего собственного, большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.

Kmm8MblW4Uo

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *