Кто такие подростки и как с ними общаться?
Тема очень объёмная, непростая и имеет много нюансов, ведь подростковый возраст является определённой проверкой, некой лакмусовой бумагой тех отношений, которые сложились между родителями и ребёнком до этого момента.
Пока ребёнок маленький, родитель старается сделать его жизнь безопасной, обеспечить необходимым вниманием и заботой и часто считает это единственным основанием для послушания. Некоторые считают, что роль родителя даёт право ничего не объяснять и не искать компромиссов в отношениях с детьми.
С наступлением подросткового возраста авторитет родителя перестаёт быть таким сильным в силу глубоких гормональных изменений и психологических потребностей, вследствие чего ребёнок перестаёт слушаться и подчиняться. Если до этого момента в семье к ребёнку было много уважения, было принято договариваться, то и в период подросткового кризиса в большинстве случаев можно будет договориться. А если и до кризиса отношения строились на наказаниях, манипуляциях и запугиваниях, то в подростковом возрасте годами наработанная схема перестаёт работать совершенно.
Родители чувствуют потерю контроля, ужесточают прошлые методы, и всё становится только хуже. Здорово, если родители в этом случае обращаются к специалисту, просят помощи и готовы её принимать, менять стратегии своего поведения. Практика показывает, что подростки гораздо охотнее готовы менять свои взаимоотношения и поведение по отношению к родителю, чем на это готовы взрослые.
В современном мире психологи наблюдают такой эффект, что границы подросткового возраста раздвигаются и мы можем встретить ребёнка, который вступил в подростковый возраст в 9-10 лет. У многих родителей возникают сложности, связанные с тем, что ребёнок ещё маленький, выглядит и рассуждает на свой возраст, но ведёт себя как колючий подросток и то наращивает дистанцию с родителями, то остро в них нуждается.
Рассмотрим общие принципы общения с подростком (их также можно использовать при общении с детьми, друзьями и коллегами):
Используйте принцип “Я-сообщений” вместо “ТЫ-сообщений”.
Например, “Ты-сообщение” будет выглядеть так: “ты двоечник, опять не подготовил домашнее задание”, а “Я-сообщение”: “я очень расстроена, что ты получил двойку”. Т.е. иначе и более лояльно старайтесь доносить свои мысли\эмоции.
Научитесь оказывать и запрашивать поддержку.
Родители привыкают постоянно поучать детей, соответственно не испытывают сложности с интеллектуальной поддержкой, но с большим трудом им даётся оказывать эмоциональную поддержку. Когда же родитель осознаёт, какая поддержка сейчас нужна ему самому и умеет её экологично попросить, тем самым подаёт пример ребёнку, как более чутко относиться к своим состояниям и не бояться просить помощи.
Более подробно ознакомиться с темой поддержки Вы можете по ссылке.
Принцип “Берлоги".
Если кто-то из близких переживает кризис (возрастной кризис/ депрессивный эпизод/ серьёзную потерю), то остальные члены семьи должны перестроиться и занять более гибкую позицию по отношению к тому, кто находится в тяжёлом эмоциональном состоянии.
Важно помнить, что у подростка в силу возраста фокус внимания с семьи переключается на сверстников. Теперь самые сильные переживания у него связаны с его положением в коллективе, с тем, как складываются отношения с объектом романтической симпатии. Ребята могут испытывать кризис своего возраста. И здорово, когда после тяжёлого дня вне стен дома, подросток может прийти в свою “берлогу”, чтобы “зализать раны”, отдохнуть, укрыться в своём пространстве. Старайтесь не “пилить” ребёнка, не мучать допросами, а проявите гибкость.
Автор: Евгения Куратова