ПСИХОЛОГИЯ СИРОТСТВА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ


Сиротство — является одним из крупнейших несчастий, которое может выпасть на долю человека. Ребенок, лишенный родительской опеки, — одна из актуальных проблем государственной социальной политики.

Обычно действует сеть домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, профессионально-технических учебных заведений, в которых решаются проблемы жизни и воспитания детей-сирот.

О взгляде на проблему сиротства существует две противоположные точки зрения:
по первому, считается, что дети из детских домов и школ-интернатов ничем не отличаются от детей из обычных семей и, соответственно, все их проблемы можно решить путем улучшения материального обеспечения и создания нормальных условий обучения и воспитания;
за второй точкой зрения, в детских домах и школах-интернатах почти нет здоровых детей, все воспитанники имеют те или иные соматические и психические заболевания, обусловленные тяжелой наследственностью.

В какой-то мере и первая и вторая точка зрения имеют право на существование.

Есть такие детские дома и школы-интернаты, в которых дети чувствуют себя комфортно, выпускники которых успешно адаптируются к социальным условиям настоящего.

В детских домах и школах-интернатах большинство составляют социальные сироты — дети, имеющие родителей, в силу разных обстоятельств не могут заниматься воспитанием своих детей.

Результаты оценки состояния здоровья воспитанников детских домов и школ-интернатов показывают, что среди них практически отсутствуют здоровые дети и подростки с нормальным развитием и уровнем функционирования организма. Наиболее характерны расстройства психоневрологической сферы, а также общая соматическая слабость организма.

Но наиболее реальна третья точка зрения, которая утверждает, что психическое развитие детей, оставшихся без родителей, имеет свою специфику и не может быть определен по критериям нормы и патологии. О нем нельзя сказать, что он хуже или лучше по сравнению с семейными детьми. Вне семьи развитие ребенка идет особым путем: у него формируются специфические черты характера, особый тип поведения, специфический тип личности.

Особенностью развития таких детей является то, что они лишены эмоционального контакта со своими родителями. Даже в лучшем детском доме, где хорошие бытовые условия, достаточный уровень материально-технического обеспечения, где есть квалифицированные и преданные своему делу педагоги, дети все равно тоскуют по дому, за папой и мамой, какими бы они ни были.

С целью дальнейшего решения проблем сиротства целесообразными могут быть такие предложения:

1. Интернатным учреждениям направлять усилия на разработку и создание такой среды, которое бы обеспечивало индивидуальное развитие детей-сирот и компенсировало отсутствие семейного окружения — прежде всего реабилитационно-развивающей среды.

2. Обобщить уникальный педагогический опыт лучших детских домов и школ-интернатов, который должен стать «точкой роста» для современной педагогической практики.

3. Создавать надлежащие условия для развития нетрадиционных учреждений и новых форм воспитания детей-сирот, таких как дома семейного типа, приемные семьи, устройства детей-сирот в семьи на выходные и праздничные дни.

4. Администрации учреждений интернатного типа предоставлять воспитанникам постоянную помощь по восстановлению или установление связей с родственниками, опекунами, другими значимыми для ребенка лицами.

5. Особое внимание уделять постинтернатний адаптации детей-сирот, получению ими профессионального образования, их трудоустройству. Необходимо предоставить детям-сиротам возможность получения начального, среднего профессионального и высшего образования, находясь в интернатном учреждении.

6. Практическим психологам и социальным педагогам интернатов, прежде всего, направлять свою работу на вывод ребенка-сироты из состояния посттравматического стресса, а также на поэтапную коррекцию различных отклонений в поведении.

7. С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и воспитателей интернатных учебных заведений, проводить тематические курсы повышения квалификации «Психолого-педагогические технологии работы с детьми-сиротами».

LWNJ887pLY0

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *